Ремонт автоматических коробок передач
Ремонт АКППНад разработкой автоматической трансмиссии с начала прошлого века работали самые разные фирмы. Истории известны опыты Ford и Reo, Chrysler и General Motors. Но только последней компании удалось создать первую в мире полностью автоматическую коробку передач. Произошло это в 1940 году, когда в продаже появились машины марки Oldsmobile. На них установка коробки автомат выглядела как применение простой комбинации гидромуфты и планетарной КП с автоматическим гидроуправлением. Сегодня все изменилось. Современные устройства превратились в высокоточные и достаточно сложные механизмы, как по конструкции, так и по принципу работы. И для обслуживания автоматической коробки передач теперь требуется внушительный багаж знаний.Устройство современной АКПП и ее отличие от механической трансмиссииДля того чтобы понять принцип действия автоматической трансмиссии, не обязательно углубляться в технические тонкости, которыми изобилует современная конструкция. Достаточно представить себе ее основные части.Устройство автоматической трансмиссииОсновными составляющими автоматической трансмиссии являются системы управления (гидроблок и ЭБУ), планетарный ряд, система фрикционов и гидротрансформатор.ГидроблокГидроблок (или гидравлическая клапанная плита) – самая сложная составляющая, ответственная за перераспределение давления и потоков трансмиссионной жидкости. С его помощью выполняется включение и выключение муфт сцепления, блокируется гидротрансформатор и переключаются скорости. Состоит он из множества клапанов, каналов, аккумуляторов, электрорегуляторов, различных датчиков и других мелких деталей. Поэтому ремонт гидроблока АКПП превращается сегодня в весьма трудоемкое мероприятие.Электронный блок управленияЭлектронный блок управления, на многих моделях совмещенный с гидравлическим «мозгом». С его помощью становятся возможными процессы, происходящие во время движения: программирование переключения передач, самодиагностика, регулировка давления – все это обрабатывается и хранится именно в ЭБУ. А представляет он собой сложную электронную схему, взаимодействующую с мотором и другими системами транспортного средства: антиблокировки, курсовой устойчивости, антизаноса и другими.Планетарный ряд и система фрикционовПланетарный ряд заменил собой блок шестерен механической трансмиссии. Служит он для изменения передаточного отношения в процессе переключения передач. А система фрикционов, а также тормозная лента – компоненты, осуществляющие переключение передач «на практике».ГидротрансформаторГидротрансформатор – аналог сцепления в механической трансмиссии. Визуально - это герметично заваренный узел с двумя вращающимися в масле турбинами. Его главная задача состоит в передаче вращательного момента от силового агрегата к автоматической трансмиссии. По наблюдению специалистов, он сегодня является первым узлом, вырабатывающим ресурс до капремонта. Поэтому ремонт гидротрансформатора АКПП приходится выполнять довольно часто.Отличие от МКППРазница между автоматической коробкой передач и «механикой» заключается в том, что в «автомате» передачи переключаются, практически, без прерывания потока мощности. Кроме того:
Виды автоматических коробок передачСуществует три основных вида автоматической трансмиссии. Чтобы в них разобраться, рассмотрим каждый в отдельности.Классический автоматГлавной особенностью системы является отсутствие связи двигателя и колес. За переключение передач здесь отвечает гидротрансформатор, снимающий ударные нагрузки с трансмиссии и обеспечивающий плавность хода. Минус системы – больший расход топлива, нежели в случае с «механикой».Роботизированная коробка передачРоботизированная коробка представлена сегодня в двух поколениях. Первое, как более простое, встречается на устаревающих моделях автомобилей. Второе часто используется на новых транспортных средствах.Первое поколениеПервое поколение роботизированной коробки передач является компромиссом между автоматической и ручной коробками. В ней присутствуют коробка с механическим приводом и сцепление, характерные для «механики», но управление осуществляется при помощи электроники.Второе поколениеВторым поколением стала преселективная коробка – более совершенная в плане скорости переключения и экономичности. Особенность – наличие отдельных валов для нечетных и четных передач, каждый из которых управляется своим сцеплением. Из недостатков принято выделять увеличение цены автомобиля, дорогостоящую замену масла в КПП такого вида и непригодность к ремонту, влекущую за собой неизбежную замену роботизированной коробки.Бесступенчатый вариатор (CVT)Эта система отличается отсутствием фиксированных передач. Известна под английской аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission). Плавный разгон обеспечивается постоянно изменяющимся передаточным числом. Особенностью конструкции является ремень, использующийся для передачи мощности вместо шестерен. Это же и главный минус, определяющий невозможность применения системы в моделях с мощными моторами.Часто встречающиеся неисправности, заставляющие ремонтировать АКППКак уже упоминалось выше, первым претендентом на ремонт или замену в АКПП становится гидротрансформатор. Сбои в его работе проявляются резкими рывками при переключении ступеней, посторонними вибрациями или шумами, пробуксовкой или неожиданным пропаданием тяги. Все это говорит о том, что придется заменить или отремонтировать гидротрансформатор.Еще одной частой «болезнью» считается дефицит или избыток трансмиссионной жидкости. В случае нехватки выходят из строя диски фрикционов, а при избытке состав пенится, что приводит к утечкам через сальники и сапун. Результат – все та же нехватка. Помочь может полная замена масла в АКПП или добавление необходимого количества жидкости, замена сальника АКПП, а также обновление фильтров и прокладок. Относительно частой проблемой является пробуксовка авто. Как правило, специалисты СТО при этом готовятся к ремонту или замене гидроблока, так как причина чаще всего скрывается в заедании его клапанов. Таких прямых и косвенных признаков неисправности АКПП можно вспомнить достаточно много. И, стоит отметить, что не всегда они связаны с нарушениями в работе самой коробки. Зачастую обнаруженные погрешности зависят от работы других автомобильных подсистем. И выявить эту зависимость – прямая обязанность профессиональных диагностов. Ведь правильно поставленный «диагноз» напрямую влияет на эффективность последующего ремонта АКПП в сервисе. Диагностика автоматической коробки передач: как и где?Обычно вопрос о том, как и где сделать диагностику АКПП, встает при возникновении неполадок. Как известно, он имеет два пути решения: самостоятельный поиск причин и профессиональная диагностика коробки автомат в автосервисе.Самостоятельная диагностика АКППОбнаружение причин неполадок всегда начинается с выявления изменений в «поведении» машины и поверхностного осмотра. Этим пользуются и мастера СТО, и простые автолюбители с той разницей, что в первом случае эти способы являются первичной проверкой, подразумевающей дальнейшие диагностические процедуры. А во втором – основной и, зачастую, единственной.Способы самостоятельной диагностикиСпособов самостоятельной диагностики не так уж много. К ним относится:
Недостатки самостоятельной диагностикиПроведя доступную проверку, для дальнейших действий по диагностике и ремонту АКПП следует обращаться к профессионалам. Сложность конструкции и происходящих внутри устройства процессов требуют наличия специальных знаний. Поэтому надеяться на самостоятельное нахождение истинных причин не стоит. Стоит помнить, что неполадки в коробке автомат зачастую связаны с ошибками в работе других систем. Установить это без должного опыта не представляется возможным.Кроме того, проведя поверхностную диагностику, многие владельцы транспортных средств пытаются лично выполнить разборку АКПП в «гаражных» условиях, без применения специальной аппаратуры. И только, увязнув в неясностях и предположениях, обращаются к мастерам СТО. А между тем, денег на самостоятельные процедуры приходится тратить, столько же, сколько стоит проверить АКПП в сервисе. Профессиональный подход к диагностике КППВ автосервисах выполнение всех этапов диагностики коробки передач производится в соответствии с регламентом, подразумевающим следующие действия:
Ремонт АКПП в автосервисе: условия, правила, этапыПосле тщательной проверки коробки автомат и вынесения вердикта, чаще всего, приходится приступать к ремонту. Если, конечно, вопрос не решится простой заменой масла в АКПП. Напомним, что для качественной работы потребуется специнструмент, техническая документация, качественные запчасти и квалифицированные специалисты. Поэтому доверить процесс лучше тому автосервису, где ремонт КПП выполняется с соблюдением необходимых условий.Кому стоит доверить ремонт АКПП автомобиля?Выбирая СТО, следует обратить внимание на соблюдение следующих условий и правил:
Этапы профессионального ремонта АКПП на СТОРемонт автоматических трансмиссий выполняется в следующем порядке:
Почему не стоит ремонтировать коробку автомат самостоятельно?При самостоятельном ремонте АКПП автомобиля часто допускаются следующие ошибки:
|